Тел./факс:
8(01775)34101

пер. Молодежный, д. 3
г. Жодино, Минская обл.
222160

E-mail:otdel@zhodino-edu.belhost.by

Режим работы: 8.00-17.00
обед: 13.00-14.00

Заседание городского методического объединения учителей 3-х классов

09.12.2016

Современным можно считать урок ,когда он интересен, когда основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но и для воли.
П.Ф. Каптерев

8 декабря 2016 года на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 5 г. Жодино» состоялось заседание городского методического объединения  учителей 3-х классов по теме «Современные требования к уроку литературного чтения в начальных классах». Цель семинара-практикума  заключалась в оказании методической помощи учителям в организации и проведении уроков литературного чтения в духе современных требований.

Работа методического объединения включала научно-методический, учебно-методический и практический блоки, где педагоги заслушивали сообщения, делились опытом, обсуждали интересующие, волнующие вопросы, посещали урок. Участникам методического объединения был представлен урок литературного чтения  в 3-ем классе (Каленик Л.А., учитель начальных классов первой квалификационной  категории, ГУО «Средняя школа № 5 г. Жодино»). Лариса Анатольевна продемонстрировала  блистательный урок по теме «Генрих Вениаминович Сапгир. «Карманный фонарик». По итогу посещённого урока был проведён  самоанализ и анализ.  Присутствующие дали высокую оценку проведённому уроку по реализации подходов к формированию читательской грамотности у младших школьников.

Далее Новикова Татьяна Александровна, руководитель городского методического объединения, рассказала о главных особенностях изучения учебного предмета «Литературное чтение» на I ступени общего среднего образования. Татьяна Александровна  познакомила коллег с анализом результатов исследования, проведённым национальным институтом образования, а также рекомендациями по совершенствованию читательских умений умладших школьников.  Особое внимание в выступлении  было уделено дидактическим и психологическим требованиям к современному уроку при организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода.

На заседании были рассмотрены актуальные вопросы:

1. «Литературное чтение» в начальных классах: особенности изучения учебного предмета. Требования к уроку (докладчик – Мелешко Е.В., учитель начальных классов первой квалификационной  категории, ГУО «Средняя школа № 5 г. Жодино»).

Свод требований к уроку литературного чтения:

  1. Целенаправленность, четкость и логика урока, его целостность.
  2. Комплексное решение нескольких задач:
    формирование и совершенствование полноценного навыка чтения;
    реализация художественно-эстетической направленности уроков литературного чтения.
  3. Рациональное распределение времени на уроке. Ведущим видами деятельности учащихся должны выступать чтение и анализ художественного произведения.
  4. Целенаправленная работа над формированием полноценного навыка чтения:
    отработка способа и темпа чтения;
    отработка правильности чтения (предупреждение и исправление ошибок);
    формирование умения выразительно читать текст;
    работа над пониманием текста (осознанность чтения).
  5. Организация работы с произведением в соответствии с теорией формирования правильной читательской деятельности: работа до чтения, в процессе чтения, после чтения.
  6. Учёт специфики жанра литературного произведения:
    выбор вида чтения;
    специфика анализа.
  7. Отражение всех аспектов анализа художественного произведения:
    познавательная сторона произведения;
    воспитательная ценность произведения;
    анализ художественных средств, образных слов и выражений;
    развитие эмоциональной сферы учащихся, творческого мышления и воображения.
  8. Оптимальный выбор методов и приёмов работы. Уместное использование наглядности и технических средств обучения (ТСО).
  9. Развитие речи, мышления, опыта творческой деятельности учащихся.
  10. Реализация индивидуального и дифференцированного подходов.
  11. Положительная эмоциональная окраска урока:
    общая атмосфера, психологический комфорт;
    стиль речи учителя, учащихся;
    мотивация деятельности учащихся;
    свободное высказывание личного мнения учителем и учащимися.
  12. Объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.
    Отметка за чтение в классе должна выставляться на основе устного ответа и самостоятельного чтения учащегося. Объем прочитанного на отметку:
    2 класс – ¼ страницы учебной книги для чтения (без отметок!);
    3 класс – 1/3 страницы;
    4 класс – ½ страницы.
  13. Домашнее задание должно соответствовать содержанию работы на уроке. Объем домашнего задания (для ежедневного чтения):
    2 класс – 1–1,5 страницы учебной книги для чтения;
    3 класс – 2–2,5 страницы;
    4 класс – 3–3,5 страницы.

2. Мотивационный потенциал современных требований и стратегий обучения, используемых педагогами на уроках литературного чтения (докладчик – Мазаник Л.Г., учитель начальных классов высшей квалификационной  категории, ГУО «Средняя школа № 5 г. Жодино»).

В рамках обсуждения заявленной темы учителя начальных классов поделились эффективным опытом использования  приёмов и методов по формированию читательских умений и навыков у младших школьников;  современными приёмами анализа художественного произведения; опытом работы с текстом как средство  формирования читательской деятельности.

По окончании методического объединения педагоги сформулировали  свою итоговую точку зрения, которая прозвучала так: «Правильное использование современных приёмов, методов на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет повысить уровень восприятия произведений разных литературных жанров у младших школьников и способствует высокому литературному развитию».

В заключение хочется выразить слова благодарности администрации школы в лице заместителя директора по учебной работе Ларисе Владимировне Семашко за оказанный радушный приём участников заседания, а также всем учителям начальных классов  ГУО «Средняя школа № 5 г. Жодино» за качественную организацию и проведение городского методического объединения.

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети  в ваших классах
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!

                                                                                                 И.Г. Пикалова, куратор ГМО